четверг, 6 июня 2013 г.

Прощание с иллюзиями

Помните, я как-то оговорилась, что влюбилась? Так вот, раскрываю карты, мой новый герой - Владимир Познер. Довольно странно, но попробую объяснить...

Прощание с иллюзиями - это книга В.В. Познера - "о себе, о времени и России с пугающей откровенностью".
Книгу "Прощание с иллюзиями" Владимир Познер написал 21 год назад по-английски. Автор полагал, что сразу переведет свою книгу на русский, но, как он говорил: "Уж слишком трудно она далась мне, чуть подожду". Ждал восемнадцать лет – перевод был завершен в 2008 году. Еще три года он размышлял над тем, как в рукописи эти прошедшие годы отразить. И только теперь, по мнению автора, пришло время издать русский вариант "Прощание с иллюзиями".
Я решил оставить книжку такой, какой она была. Но при этом снабдить каждую главу своего рода комментариями к написанному, комментариями, отражающими мои сегодняшние взгляды. (В.В. Познер)
Очень интересная книга, охватывающая историю целой эпохи. Владимир Познер родился в Париже, провел детство в Нью-Йорке и только в 16 лет впервые приехал в Москву. Отчаянно желая стать русским, он до сих пор пытается разобраться, кто же он и где его настоящая Родина. Познер видел все крупнейшие события XX века «с разных сторон баррикад». 
Познер – как мужчина, влюбленный в двух женщин. Россия – законная жена, которой он бесконечно предан, Америка – любовница, навсегда «запавшая» в его сердце. Остро! ("Washington Post Book World ")  
Хочу привести несколько цитат, которые меня "зацепили".

Определение "русскости":
Этот характер, склонный к взлетам восторга и депрессивным падениям, эта сентиментальность в сочетании с жестокостью, это терпение, граничащее с безразличием, это поразительное стремление разрушать  и созидать в масштабах совершенно немыслимых, это желание поразить и обрадовать всех криком "угощаю!" - при том, что не останется ни рубля на завтра и не на что будет купить хлеб для собственной семьи, эта звероватость вместе с нежностью, эта любовь гулять, будто в последний раз в жизни, но и жить столь скучно и серо, словно жизнь не закончится никогда, эта покорность судьбе и бесшабашность перед обстоятельствами, это чинопочитание и одновременно высокомерие по отношению к нижестоящим, этот комплекс неполноценности и убежденность в своем превосходстве. 

О поисках себя:
Одним из моих любимых литературных персонажей был и остается Тигра, друг-приятель Винни-Пуха, который полагал, что Тигры любят все, и немало огорчился, убедившись на опыте в том, что они не любят ни мед, ни желуди, ни чертополох. По чистой случайности Тигра обнаружил действительно любимое Тиграми лакомство, а именно рыбий жир. Точно так же и я обнаружил журналистику.
И хочу заметить, что случилось это аж в 27 лет! И да, Тигра и у меня всегда был самым любимым из "всех-всех-всех" А.А. Милна.

О смысле жизни:
И вдруг я понял: в этом и есть смысл жизни, обязательно, во что бы то ни стало надо попробовать. Не имеет значения, с успехом или нет. Потому что даже если тебе не повезет, твой пример окажется решающим для кого-то другого. [...] С тех самых пор я исповедую этот принцип: надо, обязательно надо попытаться.
Я целиком и полностью поддерживаю такие лозунги, но черт побери (!), сама никогда и ничего не делаю, и даже не пытаюсь ((.

Об иллюзиях (читай - мечты):
Прощание с иллюзиями - процесс болезненный, ведь эти иллюзии для нас своего рода наркотики. Они меняют наше восприятие действительности - иногда чуть-чуть, наподобие марихуаны или кокаина, иногда радикально, как героин и ЛСД. Мы привыкаем к этим иллюзиям, не можем без них обходиться, ведь они украшают нашу жизнь. Но когда реальность все-таки прорывается к нам, когда иллюзии больше не работают - что тогда? Как справиться? Как быть, если случилась передозировка? Выходит, иллюзии могут убить не хуже наркотика...
Расставание с иллюзиями болезненно еще и потому, что не лекарств от них, нет реабилитационных центров. Приходиться рассчитывать только на себя безо всяких пилюль, наклеек, гипноза и прочих средств. А поскольку это и в самом деле тяжело, не каждый из нас идет на это. Сложно усомниться в том, что казалось бесспорным, сложно подвергать сомнению то, что мнилось святым, сложно допустить, что твоя вера, возможно, была заблуждением.
Мне кажется, что в моей жизни сейчас наступил именно такой период. Когда понимаешь, что тебе уже дофига лет, что ты собственно ничего из себя не представляешь, что ты обычная и даже заурядная личность, что твои детские мечты, так и останутся мечтами и что обвинить в этом кроме себя некого! Это больно. Ты злишься на весь мир, а виноватых нет! Лень, комплексы и неуверенность в себе - это только прикрытие. Вот уж действительно прощание с иллюзиями...

Что-то меня занесло, а я ж про книгу. Мне понравилось, я прочитала с удовольствием, я узнала много новых интересных фактов. Если попадется в руки, то хоть полистайте, может тоже "зацепит".
Созидание есть счастье, самовыражение есть созидание.
(В.В. Познер "Прощание с иллюзиями")

4 комментария:

  1. Гоните от себя эти мысли - "дофига лет и ничего из себя не представляешь"! Все самое прекрасное впереди! )))

    ОтветитьУдалить
  2. буду читать. искала книгу. спасибо за совет)

    ОтветитьУдалить